Многие из нас видели изысканную, полупрозрачную люстру из граненого хрусталя, но не все знают, что это чудо возникло в мастерских французской фирмы «Baccarat» еще в начале XIX века.
История же этой фабрики началась, еще раньше, где то в 1764 году, когда в маленьком французском городке Баккара по приказу короля Людовика XV епископом Метца - Луи де Монморенси-Лаваль был основан первый цех по производству простых изделий из стекла. Всевозможные стаканы, вазы, сервизы, которые выпускались на фабрике стали пользоваться большой популярностью. К 1805 году на фабрике уже работают 3000 человек, и она является одной из самых крупных во Франции. Что бы привлечь внимание богатых клиентов к своим изделиям, управляющие фабрикой решают попробовать выпускать изделия из дорогого хрусталя. Но только в 1816 году впервые стали производить первые изделия из хрусталя в массовом порядке. В рекордные сроки, благодаря лучшим мастерам-стеклодувам и художникам изделия из хрусталя начинают пользоваться огромной популярностью в аристократических кругах Франции.
И только в 1823 на фабрику поступил долгожданный заказ для короля Людовика XVIII– парадный сервиз для королевского стола. Сервиз получил название «Juvisy».
«Baccarat» стала первой компанией во Франции, которая уже в 1827 году освоила производство хрустальных прозрачных люстр, канделябров, а так же изделий из цветного хрусталя.Так появились и засияли изделия из розового, зеленого, кобальтового, небесно - голубого, аметистового и янтарного хрусталя. Через много лет именно Baccarat придумала изделия из черного хрусталя, известного под названием «оникс».
В 1830 году фабрика впервые отправляет свои изделия во дворец турецкого султана. Сервизы и канделябры приводят турецкого султана в восторг, и он закупает для своих дворцов в Константинополе огромное количество хрустальных люстр, сервизов, подсвечников, кальянов и даже фонтанов.
В 1841 году происходит открытие нового метода гранения, так называемую «фасетку». Это дало возможность усилить блеск и сияние хрусталя.
В 1860 году в Коммерческом суде города Парижа владельцы завода регистрируют свою фирменную подпись. И с этого дня до 1936 года они используют ее на этикетках всех предметов. В 1878 мастера изобретают особый вид гравировки, которая позволяет усовершенствовать способ нанесения клейма на хрусталь. Теперь на всех изделиях фабрики стоит гравированное или шлифованное клеймо гарантирующее, что перед вами шедевры знаменитой хрустальной империи, которая завоевала весь мир и чьи изделия украшают все королевские дворцы Европы и России.
Но хрусталь полюбили не только во дворцах Франции и Турции, история этой фабрики тесно связана и с династией Романовых. Хрусталем восхищались и закупали его в огромных количествах для своих дворцов в Санкт-Петербурге и в Москве Александр I и Александр II . В 1895 году, когда началась массовая электрификация, император Николай II и императрица Александра Федоровна прибыв в Париж, сделали заказ на изготовление 13 огромных электрифицированных хрустальных торшеров для дворца. На фабрике был создан специально для Николая II канделябр – торшер «Царь», высотой 3,25м и рассчитанный на 79 ламп, а в честь Александры Федоровны придумали торшер «Императрица» высотой 2,15м., на 24 лампы. В Россию целыми доехали только 11 канделябров-торшеров, а 2 торшера пришлось заказать еще раз. Но отправить адресату их не успели, так как в России началась революция. Теперь один из этих огромных хрустальных торшеров украшает музей «Baccarat» в Париже. Так же императрица заказала сервиз из цветного хрусталя с двойными стенками, с очень высокой и тонко отделанной основой. Сервиз получил название «Царский сервиз». Многие из свиты императора последовали царскому примеру и заказывали для своих резиденций такие же сервизы с украшениями.Постоянными клиентами были Великие князья Владимир, Алексей и Великий князь Георгий Александрович, брат Николая II, а так же князья Демидов и Орлов и княгиня Терещенко.В России почти не сохранилось знаменитого хрусталя, все было разграблено во время революции.
В 1900 году компания начинает выпускать флаконы для духов и уже в 1907 году выпускает их в количестве 4000 штук. Они сотрудничают с такими парфюмерными домами как Coty, Houbigant, Patou, Schiaparelli. В это время «Baccarat» сотрудничает с лучшими художниками Франции, такими как Эмиль Галле.
Хрусталь «Baccarat» — это гордость и национальное достояние Франции. Поэтому в 1988 году в Париже был открыт музей хрусталя, где можно увидеть старинные люстры, торшеры и старинные предметы интерьера из цветного и прозрачного, искрящегося хрусталя этой знаменитой фабрики.