В 2010 году в Кремле прошла выставка уникального французского ювелира и непревзойденного художника по стеклу Рене Лалика. Работы этого гениального творца забыть невозможно, поэтому сегодня мы решили вспомнить и еще раз полюбоваться на произведения одного из выдающихся и самых ярких мастеров стиля арт нуво и стиля арт-деко в Европе.
Рене Жюль Лалик – смелый экспериментатор в работе с полудрагоценными камнями, использовал в своих работах топаз, хризопраз, опал, лунный камень, агат и жемчуг. Гениальный мастер золотого и серебряного дела, создающий завораживающий и хрупкий мир художественного стекла. Его имя в истории Французского ювелирного искусства стоит в одном ряду с Карлом Фаберже, Фредериком Бушероном, Луи-Франсуа Картье и Альфонсом Мария Муха.
В 1860 году в городке Аи в провинции Шампань родился Рене Жюль Лалик, в 12 лет мальчик поступает в школу декоративного искусства Тюрго, а уже в 16 лет становится помощником ювелира. Через несколько лет юный Рене поступает на Лондонские курсы орнаменталистики Сайденхэмовского колледжа. В 1880 году юноша приезжает покорять Париж и именно здесь начинается его сотрудничество с известными ювелирными домами. Уже в 1881 году он смог открыть собственное ателье. Его яркие с причудливыми формами и необычными сюжетами ювелирные изделия имели невиданную популярность. Знаменитые подвески, броши, диадемы были необыкновенно изящны, их тягучие плавные линии были, как будто позаимствованы у самой природы. В этих уникальных украшениях мы видим филигранную проработку деталей и широкое использование нетрадиционных материалов: цветную эмаль, слоновую кость, разные оттенки янтаря, черепаховый панцирь, а так же драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни. На одной из центральных площадей Парижа в 1885 году Лалик открывает свою первую мастерскую. Уже через два года появится вторая на улице Терезы, где работают уже 30 мастеров. Именно здесь в 1893 году Рене увлекается процессом изготовления стекла, что в дальнейшем становится его главным увлечением. Раньше в мелких ювелирных украшениях он использовал разноцветные стеклянные вставки, но только в очень небольших изделиях.
Дальнейший эмоциональный всплеск восторженных поклонников и критиков Лалика произошел после встречи мастера со знаменитой Сарой Бернар. Их встреча произошла, когда актриса уже имела славу и пользовалась огромным успехом. Она любима, популярна, имеет множество поклонников и огромный выбор театральных ролей и это все позволяет ей тратить на свои капризы довольно большие деньги.
Художник создает необычные украшения для ее сценических костюмов — это великолепные диадемы, роскошные ошейники, яркие, многоцветные браслеты, соединенные с кольцами и массивные серьги. На сцене театра «Одеон» Бернар появляется в костюмах столь эксцентричных, что никому другому не удается повторить её образ долгие годы. Её репертуар разнообразен, она великолепно играет легкую кокетку и египетскую царицу, откровенную даму и мальчика-подростка. Бернар капризна, разборчива и предпочитает появляться как в жизни, так и на сцене в необычных и довольно дорогих ювелирных украшениях. Одним словом, это была великая актриса! Среди ее поклонников были - аристократ; Пруст, отец и сын Дюма, и менее именитые представители светского общества. В Париже все разговоры ведутся о таланте и красоте Сары Бернар, а ее костюмы и украшения вызывают всеобщее восхищение, благодаря этому имя Лалика становится настолько известным, что теперь в нем видят великого гения своей эпохи, а не просто художника. Многие коронованные особы Европы, а так же просто богатые и знаменитые люди начинают коллекционировать его украшения. Есть они и у русской императрицы Александры Федоровны.
В России мастер был так же хорошо известен, как и в Европе. Он лично приезжал со своими творениями в Санкт-Петербург. В первый раз в 1899 году на международной выставке журнала «Мир искусства» с картинами русских художников, так и европейских художников были выставлены и ювелирные украшения Рене Жюля Лалика, главным организатором выставки был поклонник и почитатель таланта Лалика - Сергей Дягилев Лично же мастер побывал в России в 1903 году, когда выставка «Современное искусство», организаторами которой были русские меценаты - князь Сергей Щербатов и Владимир фон Мекк, проходила в Санкт-Петербурге. В экспозиции были представлены работы Константина Коровина, Михаил Нестеров, Александр Бенуа, а так же других членов журнала «Мир искусства». Именно на эту выставку пригласили и Рене Лалика, который привез несколько десяткой ювелирных изделий в столицу Российской империи. Почти вся эта сверкающая красота была продана на проходившей выставке.
В 1905 году мастер открывает свой большой магазин в Париже. И именно здесь происходит встреча Рене Лалика с парфюмером Франсуа Коти. Эта встреча перерастает в удивительное сотрудничество, результатом которого становится новое направление в декоративно-прикладном искусстве - парфюмерные флаконы. Которые наполнены новыми, невиданными ранее ароматами, возникшими в удивительное время эпохи арт-нуво.
Уже к 1909 году свои интересы Рене сосредотачивает исключительно на художественном стекле. Его первые работы выполнены методом, взятым из ювелирных техник, затем он разрабатывает и внедряет довольно необычные технологии в обработке стекла. Характерной особенностью стеклянных произведений Лалика станет стекло с нанесенной на него патиной, точнее цветной эмалью, и конечно же цветное, прозрачное стекло. Среди самых известных его работ можно назвать вазы Неразлучники (Perruches), Вакханки (Bacchantes) и Лучники (Archers). В дальнейшем в семейное дело вовлеклись сын и внучка знаменитого мастера по стеклу и уникального ювелира.
В Париже, в мае 1945 года скончался великий творец, и уникальный ювелир Рене Жюль Лалик ему на момент смерти исполнилось восемьдесят шесть лет. После смерти главой фирмы стал Марк Лалик, унаследовавший от отца страсть к стеклу. Он и решил переориентировать семейную империю только на производство хрусталя, которое и сегодня любимо, популярно и востребовано во всем мире.
В дальнейшем мы более подробно рассмотрим черепаховые расчески и гребни, а так же предметы из стекла созданные этим чудо - мастером. Итак, продолжение следует...
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |