Стили оформления интерьера приходят и уходят вместе с эпохами, оставляя свой яркий след в истории искусства.
Вместе с вами мы проследим, как менялись антикварные предметы интерьера в зависимости от господствующего стиля, начиная с рококо и заканчивая направлением индастриал.
В период с начала XVII до начала XXI века сменилось множество стилистических направлений, многие из них отличались друг от друга деталями и были переходными стадиями, поэтому не оказали значительного влияния на интерьерную моду. Мы же рассмотрим кардинально не похожие друг на друга стили, каждый из которых обладает яркой индивидуальностью. Если в статье вы не обнаружили свое любимое направление интерьерного искусства, будьте уверены, мы расскажем о нем в следующих публикациях.
Рококо
Это направление стоит особняком в традиционном представлении о смене стилистических течений: от классицизма к барокко и далее к неоклассицизму. Рококо заимствует сложность форм у барокко, но делает все вокруг более легким, воздушным. Этот стиль появился в середине XVIII века и обязан своим рождением смещению акцентов в жизни французской знати. Из просторных залов Версаля высший свет общества переместился в камерные салоны и гостиные. Здесь масштабность барокко уступила утонченности и вниманию к деталям стиля рококо.
В 1736 году французский ювелир и резчик по дереву Ж. Мондон публикует альбом гравюр «Первая книга форм рокайль и картель». Именно форма морской ракушки (рокайль) станет ведущей в стиле рококо. Традиционное для классицизма и барокко понимание ракушки заменила новая форма – причудливый завиток с двойным изгибом, художественная трактовка которого сильно отличалась в зависимости от замысла авторов. Причудливые переплетающиеся декоративные элементы обрамляют мебель, зеркала, старинные люстры и другие предметы интерьера. Узорам свойственна асимметрия и динамика. Мастера использовали металл, фарфор, благородные породы дерева, позолоту. Цветовая гамма предметов интерьера очень нежная с преобладанием белых, розовых, голубых, пастельных и светло-зеленых тонов в сочетании с золотом и серебром.
Людовик XVI
Стиль Людовик XVI распространился во Франции в конце XVIII века, незадолго до революции 1793 года. В период правления короля, которого, как утверждают, вообще не интересовало искусство, живописцы, архитекторы и мебельщики отказались от влияния барокко и обратились к античным мотивам. Этому в значительной степени поспособствовали старания жены короля, Марии-Антуанетты, и активные раскопки древнегреческих городов Геркуланума и Помпей, уничтоженных извержением Везувия в 79 году нашей эры.
Основой стиля стала строгость геометрических фигур и симметрия, вдохновленные античными произведениями искусства. В мебели это выражается в простых и понятных формах подлокотников и спинок (квадрат, овал, прямоугольник) и заимствованных из Древней Греции колоннах и рифленых полосах на ножках. Декоративные элементы минималистичны: симметричные по форме орнаменты с растительной тематикой или древнегреческими узорами. В оформлении старинных люстр и ламп преобладают хрустальные подвески в сочетании с медными и бронзовыми ветвями и листьями. Несмотря на общую сдержанность отделки, мастера не отказываются от позолоты, латуни и благородных пород дерева. На антикварных предметах интерьера из будуара Марии-Антуанетты часто можно заметить богатые украшения в виде голов зверей и древнегреческих богинь.
Ампир
Считается, что ампир появился при императоре Наполеоне I в начале XIX века. Также существует мнение, что ампир появился немного раньше, а Наполеон и его масштабные завоевания помогли стилю окончательно оформиться. В имеющуюся античную традицию добавились мотивы «имперского величия»: фамильные гербы, оружие и военные трофеи из различных культур.
Ампир относят к «королевскому» стилю: он монументальный, торжественный и помпезный. Главные черты: строгая симметрия, колонны, богатая лепнина, сложные бордюры, парадный вид, насыщенный декор. Одними из главных идеологов ампира в интерьере стали Шарль Персье и Пьер Фонтен. Мебель эти мастера изготавливали из дорогих и роскошных розового, красного и черного дерева с отделкой из золоченой бронзы и латуни. Во многих старинных предметах интерьера этого времени можно найти вставки из мрамора. Особого внимания заслуживают украшения подлокотников и ножек. Это могут быть скульптуры мифических существ и животных: орлы, львы, сфинксы. Также часто можно встретить детализированные изображения античных богов и богинь: Гермеса, Зевса, Артемиды.
Наполеон III
Стиль Наполеона III (также называют стилем Второй империи) – это воплощение эклектики. В нем смешались влияния нескольких направлений: трех императоров Людовиков XIV, XV и XVI, ампира, искусства азиатских и африканских народов. Богатство отделок, пышность и громоздкость форм, тонкая работа с резьбой и скульптурой, дорогостоящие материалы – все это органично сочетается в стиле Наполеон III, несмотря на критику со стороны современников.
В моду вошли новые материалы. Многие старинные предметы интерьера изготавливали из покрытого черной краской дерева, обычно груши. Следуя азиатским и африканским мотивам, мебельщики прибегают к материалам, которые ранее казались экзотическими: смолистой сосне, ротангу, бамбуку, иве и даже папье-маше. В качестве украшения выбирали позолоту, роспись с изображением цветов, птиц, листьев. В этот период снова входит в моду сложная полихромная инкрустация на комодах и кабинетах в стиле Шарля Буля. Для этого мастера используют перламутр, черепаховый панцирь, медь, олово и недрагоценные камни. Одно из нововведений эпохи – мягкая мебель с длинной бахромой, скрывающей ножки. Также именно в этот период появилась простеганная подушка стульев. Элементы освещения украшались растительным орнаментом из латуни с позолотой, а линии люстр и канделябров были плавными и изогнутыми.
Ар-деко
Стиль ар-деко зародился во Франции 1920-х годов и через 10 лет волной захлестнул весь мир. Он использовался не только в архитектуре, но и в дизайне автомобилей, посуды, текстиля, фарфора, ювелирных изделий, телефонов и музыкальных автоматов. Мастера создавали оригинальные интерьеры со смелой геометрией, асимметричными орнаментами, но симметричной формой, множеством полутонов и ярких акцентов, мозаикой из экзотических пород дерева. Ар-деко – это блестящий, гламурный стиль, завораживающий и привлекающий внимание своей оригинальностью.
В отделке использовались дорогие и экзотические материалы: корни деревьев, слоновая кость, гранит, мрамор, малахит, стекло, алюминий и сталь, натуральная кожа (в том числе пресмыкающихся), палисандр, махагонь, орех и т. д. Стилю свойственно отсутствие острых углов и плавность линий. А главное – подчеркнутое богатство. Ар-деко намеренно отказывается от растительных орнаментов в пользу этнических мотивов. Формы предметов интерьера обычно четкие, графичные. Они намеренно выделяются на фоне пола и стен.
Индастриал
Индастриал зародился в 1990-х годах в Нью-Йорке, США. В это время интеллектуальная элита начала осваивать пространства заброшенных фабрик и промышленных комплексов, адаптируя их под себя. Индустриальный стиль полностью связан с техническим прогрессом: в просторных помещениях ремесленники создают интерьеры из подручных материалов и придают им необычные формы. При этом стены, пол и потолок остаются в нетронутом виде – бетон, голый кирпич и открытые коммуникации.
Цветовая гамма стен, пола и потолка спокойная. В мебели преобладают темные оттенки: черный, серый, коричневый. Они комбинируются с белым, светло-желтым и кремовым. При производстве мебели используются простые материалы, преимущественно дерево и металл. При этом исключаются позолота и серебрение. Все элементы интерьера минималистичны и ассоциируются с фабричным духом помещения: столы из паллет, светильники с простыми металлическими абажурами или вовсе без них. Индастриал часто заимствует профессиональную мебель для разных зон. Например, на кухне можно встретить стулья из баров, а в спальнях – тумбочки из мотелей.