Роскошные современные и старинные люстры, богато декорированные хрусталем, вызывают ассоциации с интерьерами императорских дворцов, дворянских усадеб и замков.

Удивительно, но подобные осветительные приборы просуществовали до наших дней без значительных изменений в конструкции и декоре! И большую роль в формировании устойчивой популярности хрустальных люстр сыграла великая императрица – Мария Терезия (1717-1780 гг.). Ее именем назван стиль исполнения люстр и светильников, о которых мы и расскажем вам сегодня.

Мария Терезия – блистательная правительница и настоящая женщина

mt 2

Накануне 17 мая 2017 года в Вене начнутся мероприятия, приуроченные к 300-летию со дня рождения королевы. Она появилась на свет в 1717 году, и именно на нее родители сразу же возложили все надежды по управлению огромной империей, в которую входила почти вся Центральная Европа, включая Австрию, Венгрию, Богемию (современная Чехия), Хорватию, Люксембург и многие другие земли.
Мария Терезия Вальбурга Амалия Кристина была первой наследницей своего отца – единственного оставшегося мужчины в династии Габсбургов. Ее воспитывали как правительницу, и на ее плечи легко тяжкое бремя руководства ослабленным государством. Ее успехи на этом поприще оказались впечатляющими. Она реорганизовала свою империю, проведя целый ряд реформ: экономических, законодательных, финансовых.
Однако Мария Терезия была не только талантливым администратором, но и настоящей женщиной, любившей красоту. Эта любовь воплощалась в ее покровительстве искусству и наукам: она учредила в Австрии несколько школ живописи и архитектуры, открывала публичные библиотеки и поощряла развитие народных ремесел. И именно в этой связи стоит рассказать про рождение феномена под названием «светильники в стиле Мария Терезия».

Уникальное творение мастеров-стекольщиков
Богемское стекло и хрусталь известны еще с глубокого средневековья – с XII века. Именно тогда в небольших мастерских стали производить посуду по старинной технологии с тщательной ручной обработкой. Постепенно из богемского стекла стали делать не только изысканные бокалы, но и другие предметы: статуэтки, ювелирные украшения, подвески для люстр.
По легенде, в 1746 году чешскую хрустальную люстру привезли во дворец Марии Терезии, и та буквально влюбилась в нее. Изделие имело форму лиры и являлось необычным для того времени не только по конструкции, но и по декору. Сверкающие грани многочисленных хрустальных подвесок придавали антикварной люстре необыкновенную пышность и прекрасно рассеивали свет многочисленных свечей. Такие старинные светильники стали называть терезианскими в честь королевы, и стиль гордо несет имя своей покровительницы до сих пор.

mt 3mt 4mt 5

Характерные особенности светильников в стиле Мария Терезия
Вот черты, по которым можно безошибочно узнать люстру в стиле Мария Терезия. Безусловно, основное место в декоре отводится стеклу: оно словно «перетягивает» на себя все художественные акценты.

mt 6
Металлические рожки в стеклянных трубках. Главная особенность внешнего вида терезианских светильников состоит в том, что стальные плечи рожков имеют сплошной декор из стеклянных пластин, повторяющих все изгибы металла. Каждый рожок традиционно венчает хрустальная розетка или «чашечка». При взгляде на современную или антикварную люстру создается впечатление, что она словно заключена в ледяную оболочку. Такое решение придает облику изделий больше торжественности и визуальной легкости.
Позолоченный или посеребренный корпус. Стальные детали старинных люстр для королевских дворцов покрывали тонким слоем настоящего серебра или золота, а в современных приборах используют более экономичные технологии окрашивания практически без применения драгоценных металлов. Однако эффектность приборов от этого не уменьшается, напротив, современное покрытие позволяет придать люстрам больше блеска. В последнее время нередко используется краска неклассических оттенков: алого, бордового, розового, черного и др.
Обилие хрустальных элементов. В терезианских люстрах всегда достаточно хрусталя. Пронизи из небольших элементов пускаются и по верху изделий, и между главными рожками, и по низу в виде изогнутых подвесов. Особый шик приборам придают фигурные одиночные подвески всевозможных форм: «дубовый лист», «шар», «миндаль», «пика» и др. Сегодня выпускаются люстры в стиле Мария Терезия, украшенные не только прозрачным, но и тонированным стеклом: зеленым, голубым, розовым, молочно-белым и даже черным.
Отсутствие плафонов. На люстрах в стиле Мария Терезия нечасто встретишь тканевые или стеклянные объемные плафоны. Классическое исполнение этих антикварных предметов интерьера предполагает открытые подсвечники, а в современных приборах используются патроны под фигурные лампы в виде свечей.
Ярусная конструкция. Такой тип исполнения старинных светильников был традиционным, так как источником света первоначально служили свечи. Однако, будучи поставленными в один ярус, они давали меньше света, чем было необходимо, поэтому большинство потолочных люстр имело 2-3 яруса с постепенно уменьшающимся кверху количеством подсвечников. Терезианские люстры полностью сохранили такую конструкцию.

mt 7

2017 год – прекрасное время для того, чтобы почтить память королевы Марии Терезии, вспомнить про ее колоссальный вклад в историю Европы и отдать дань ее тонкому вкусу, которому мы обязаны появлением великолепных хрустальных люстр.