Стекло - один из самых древнейших материалов, изобретенных человеком. Во все времена даже самые простые изделия из стекла ценились на вес золота, а художественное стекло было доступно лишь избранным.
На протяжении многих столетий в каждом поколении рождается Мастер, который придумывает что-то новое и необычное в изделиях из этого тонкого и прекрасного поделочного материала. Ведь именно через стекло и керамику художники продемонстрировали ставшую типичной для стиля плавность, неповторимую красоту и уникальность своих изделий.В философии художников и архитекторов эпохи модерна заложен определенный смысл, говорящий о том, что нет ничего на свете красивей, чем созданные природой цветы. И эта своеобразная философия стала для многих художников главной путеводной нитью в их творчестве.
Сегодня мы вспомним одного из самых прославленных творцов по стеклу эпохи модерна - французского художника Эмиля Галле. Он был одним из первых, для кого стекло стало самым лучшим материалом, что бы показать всю незамутненную красоту природы. Художник родился в 1846 году во Франции в городе Нанси. Его отец был известным в городе производителем изделий из стекла и владельцем стекольной мастерской. Своего сына он отправил учиться в город Веймар в Германии, который был в XIX веке настоящим центром германского Просвещения. Здесь жили и творили: Гёте, Шиллер, Гердер, Лист, Бах, Кранах и Ницше. Вся структура города была посвящена образованию, философии, литературе, искусствам и музыке! Если перечислять все учебные заведения, которые были в городе в XIX веке, то невольно начинаешь понимать, почему это был центр Просвещения в Европе! Итак, приступаем: Реальное училище, Учительская семинария, Высший женский пансион, Женский институт, три городских школы, Ремесленное училище, Школа садоводства, заведение для глухих и слепых, Институт для покинутых детей, Рисовальная школа (основанная Гёте), Коммерческое училище, Школа живописи, Строительное училище, Музыкальная школа, гимназии, а так же были театры и музеи. Эмиль Галле с 1862 по 1866 год занимался в Веймаре рисованием и стеклоделием, минералогией, литературой, философией, но настоящей страстью художника была ботаника. В 1865 работал в Сен-Клемане около Нанси в мастерской отца, а после возвращения из Веймара работал на стекольной фабрике в Мейзентале, Эльзас. В 1874 году отец уступил сыну права на ведение всех дел в семейном бизнесе, и Эмиль возглавил семейное дело и открыл собственную мастерскую по производству художественного стекла. Его дебют был триумфален! В 1878 году на парижской всемирной выставке его работы завоевали Гран-при, а сам художник - орден Почетного Легиона. А еще через двенадцать лет Галле носил титул мэтра французского стеклоделия!
Чем же он покорил публику и титулованное жюри? Ему удалось совершить переворот в технологии изготовления высокохудожественного стекла. Он разработал ряд уникальных методик, благодаря которым и появилось понятие «стиля Галле». Художник выступил в качестве первооткрывателя технологии «clair-de-lune», ее еще называют поэтичным названием «лунный свет». Уникальность этого метода состоит в том, что в стекольную массу постепенно вводят состав оксидов кобальта, поэтому в конечном результате стекло приобретает от светло-голубого до фиолетово-красного оттенка в зависимости от количества введенного вещества. Этот прием Галле использовал на протяжении всей своей жизни. Еще один типичный для художника способ в создании своих шедевров, это использование 5-7 слойного разноцветного стекла, которое обрабатывалось плавиковой кислотой, что придавало изделиям рельефность и выпуклость. Именно Галле придумал первые настольные лампы, полностью созданные из стекла покрытого рельефными картинами. Электричество в то время было модным новшеством, а подсвечивать им рисунок и вовсе стало шиком. В его творениях мы можем видеть отблески китайских, японских и арабских мотивов. Но большинство из нас знают и любят творчество этого художника по многослойным стеклянным изделиям с цветочными мотивами.
Именно эти изделия мастерской Галле стали для большинства своеобразной визитной карточкой художника. Рассматривая эти вазы и лампы, мы видим, как мастерски художник раскрывает перед нами чудеса живой природы. Перед нами на стекле от дуновения ветра мелькают веточки деревьев, опадают осенние листья клена, распускаются бутоны роз и цветут хризантемы! Порой даже кажется, что это не картинка, а «живая» композиция из цветов и листьев. А потом мастер придумал ещё один интересный ход: выпустил серию ваз известных под названием «говорящие изделия». Художник расписал их цитатами Вийона, Бодлера, Верлена и других великих поэтов!
В каждом своем изделии Галле добивался неповторимого эффекта и особенной манеры, которые отличали его работы из многообразного ряда ваз и светильников, появлявшихся в то время. Рассматривать разнообразные вазы и светильники, можно часами, поражаясь тому, что творец этого чуда – человек, а не природа.
Оскар Уайльд однажды сказал: «В вазы Галле нельзя ставить цветы, в них они всегда выглядят увядшими». Прошло уже много времени, но и сейчас рассматривая уникальные, старинные вазы и настольные лампы мы понимаем, что свою славу гения, Эмиль Галле завоевал не напрасно. Все его творения похожи на живых существ и их нельзя назвать просто предметами интерьера это настоящие «живые» шедевры.