Официально палехский стиль зародился в 1918 году благодаря усилиям Ивана Голикова и Александра Глазунова. Первый создавал шедевры, а второй предоставлял мастерскую. Но история палехской живописи, на самом деле, началась намного раньше. В этой статье мы расскажем об истоках палехской живописи, ее развитии, индивидуальных чертах и заметных произведениях художников в этом стиле.

Истоки палехской живописи

Мастера из села Палех (сейчас Ивановская область) еще с XVII века славились своей иконописью. Стиль местных художников сочетал в себе признаки большинства ведущих школ: московской, новгородской, ярославской и строгановской. Важный вклад в развитие живописи в Палехе внес Н. М. Софонов (1844-1910), организовавший мастерскую, где творил сам, давал удобное рабочее место опытным иконописцам и учил начинающих. Результатом его трудов стало то, что палехских иконописцев приглашали расписывать Грановитую палату Московского Кремля, храм Новодевичьего монастыря, Успенский собор во Владимире.
Главная особенность икон, написанных палехскими мастерами, – обилие золотых оттенков, которые подчеркивали идею божественного света и благодати. Мягкие, плавные линии и красочная, но при этом сдержанная цветовая гамма в сочетании с обилием любовно выписанных деталей создают единый, узнаваемый образ икон. Вершиной палехской иконописи считается «Акафист Спасителю» – изящный и утонченный рисунок с удлиненными пропорциями, золотисто-коричневым колоритом, золотом и киноварью.

paleh 1                paleh 2
Михаил Парилов. Николай Чудотворец.        Николай Корин. Иоанн Предтеча в пустыне. 1806 гг.
Конец ХIХ    

paleh 3
«Акафист Спасителю». Иван Балякин, Никита Буторин.
Середина XVIII века.


Палехская живопись после Октябрьской революции

После прихода к власти большевиков церковь попала в опалу, а иконописцы потеряли работу, в том числе и в Палехе. Нужно было находить новые темы для творчества, объединяться и развивать свою творческую деятельность. Для этого в 1924 году художники создали «Артель древней живописи». Идейным вдохновителем и лидером ее был Иван Иванович Голиков, который еще в 1922 году создал целый ряд росписей в палехском стиле на папье-маше. Эти старинные предметы интерьера и стали основами нового направления живописи.

paleh 4      paleh 5
И. И. Голиков. Тройка (1925 г.)                           И. И. Голиков. Битва (1927 г.)

В том же 1924 году мастера новой артели представили свои творения на XIV Международной художественной выставке в Венеции. На следующий год они взяли Гран-при Всемирной выставки декоративных искусств в Париже. Затем последовали успехи в Милане, Вене и Берлине.
Мастера придерживались малых форм. Они расписывали ларцы, шкатулки, чайницы, табакерки и пудреницы. Сначала заготовки закупали в Федоскино, но через несколько лет запустили собственное производство. Основные мотивы: повседневные ситуации, былинные, песенные и сказочные сюжеты. Общенародная популярность пришла к палехской живописи в 60–80-х годах прошлого века, когда в характерном стиле расписывали косметические наборы, декоративные подносы, шкатулки, брошки, панно, игольницы и т. д. Узнаваемые рисунки появлялись на открытках и марках.
В 1928 году в Палехе открыли профессионально-техническую школу, которую позднее преобразовали сначала в училище, затем в техникум и в конце концов в училище имени Максима Горького, который активно участвовал в формировании артели в Палехе. Любопытно, что учреждение существует до сих пор и культивирует художественную традицию.

paleh 6       paleh 7
И. М. Баканов. «Поселок Палех», шкатулка.       И. П. Вакуров. «Сказка о рыбаке и рыбке», почтовая марка. 1975 г.
1934 г.     

Особенности палехской техники
Классическая палехская роспись исполняется темперными красками по папье-маше. Лаковая поверхность папье-маше грунтуется, затем художник создает эмульсию из яичного желтка, на основе которой делает краски. Раньше для разжижения состава добавляли квас, сейчас его заменили уксусом. Приготовление краски для палехской живописи не менее сложный процесс, чем сама роспись. Для работы приходилось использовать специальную посуду из дерева для смешивания составов, тонкую беличью кисть, палитру из стекла или фарфора. Золотой орнамент, например, полировался зубами животных, чтобы усилить звучание краски. Творческий процесс палехских мастеров занимал большее количество времени, чем у представителей других школ, поэтому антикварные предметы интерьера их авторства высоко ценятся и отличаются значительной стоимостью.
paleh 8     paleh 9

Набор посуды с палехской росписью                    Шкатулка с палехской росписью

Основные особенности палехской живописи
Одна из главных черт палехской росписи – тщательная прорисовка деталей в миниатюрных композициях. Это позволяет лучше передать тонкости и характер всех персонажей. На изображении прорабатываются не только люди и животные, большое внимание уделяется деревьям, зданиям, водной поверхности. Вплоть до того, что на стенах легко различима лепнина, а в поле заметны травинки.  
 

paleh 10  paleh 11
И. М. Баканов. «Вниз по матушке по Волге»,             А. В. Котухин. «Спящая красавица», шкатулка. 1947 г.
пудреница. 1935 г.    

Среди других значительных отличий от других стилей живописи можно выделить:
•    многотональную прокраску теней;
•    тонкий и плавный рисунок и общий мягкий тон письма;
•    несколько вытянутое изображение людей и животных;
•    изогнутые изображения деревьев в угоду форме изделия (круглая пудреница, шкатулка и пр.);
•    черный фон и обилие золотых орнаментов, колорит построен на сочетании желтого, красного и зеленого;
•    большое количество прорисованных нюансов и элементов: черты лиц, барашки волн, фрукты на деревьях и пр.
С течением времени стиль художников немного видоизменился, образы людей и животных стали менее вытянутыми, увеличилось количество бытовых сюжетов.

paleh 12 
А. Дадыкин. «Баба-Яга», шкатулка. 1926 г.