Яркие блики, таинственные лучи, роскошные переливы дарит нам стекло в осветительных приборах. У кого не захватывало дух при виде богато украшенной хрустальными подвесками антикварной люстры!

Сегодня мы поговорим о том, как этот удивительный материал прошел свой путь от темных фрагментов природного вулканического стекла (обсидиана) до кристально-чистых шедевров, украшающих лучшие образцы старинных светильников.

Первооткрыватели Египта и Месопотамии

Возможно, именно глядя на обсидиан, древние мастера открыли технологию изготовления стекла из кварцевого песка под воздействием высоких температур. Древнейшие образцы стеклянных изделий были найдены в Египте. Первым рукотворным предметом считается стеклянная бусина размером 9 х 5,5 мм, обнаруженная в районе Фив. Она датируется 35 в. до н. э. Стекло также широко использовалось для декора в виде глазури.

На фото – глазурованная плитка и общий вид стены из гробницы фараона Джосера (начало III тысячелетия до н. э.)
стекл 1 стекл 2
стекло 3

Сосуд из стекла – Кратериск, Египет, XIV в. до н. э. (изготовлен методом выдувания)

стекло 4

Много стеклянных изделий найдено на территории древних государств Междуречья – Шумера и Аккада. Существует даже теория, что египетское стекло было изготовлено именно в Междуречье и продавалось в Египет.
Стекольное производство здесь достигло расцвета к VIII в. до н. э. Сохранились  тексты, в которых подробно описываются рецепты прозрачного и цветного стекла, а также имеются описания стеклоплавильных печей и рекомендации по подбору топлива к ним. В это время в Месопотамии активно изготавливались стеклянные сосуды (их осколки находят при раскопках). Одна из технологий их производства состояла в следующем: нити расплавленного стекла наматывались на металлический стержень, а затем поверхность раскатывалась для выравнивания. Цветное стекло получали путем добавления в расплав оксидов меди (красный, зелёный или голубой цвет), кобальта (синий цвет), марганца (пурпурный и фиолетовый цвета) и других веществ.
Известна одна удивительная находка из города Ашнунака – цилиндрическая печать из прозрачного стекла. Ее уникальность в том, что прозрачное стекло требует особо сложной технологии изготовления, и у ученых нет сведений, что в то время данная технология уже была известна.

На фото – пример цилиндрической печати (более поздний аналог из камня) и фрагменты месопотамского стекла:
стекло 5 стекло 6  
Развитие мастерства в Греции и Риме
Месопотамия долго была источником стекла, пока наконец в Александрии во II в. до н. э. не был создан один из первых стекловаренных заводов. Здесь впервые начали активно использовать трубки для выдувания стекла, что произвело революцию в стеклоделии. Мастерство получения бесцветного стекла было отточено именно в Александрии. Здесь изготавливались не только эффектные вазы, но и листовое стекло (путем раскатывания еще горячего расплава после выдувания).
Один из великолепных образцов стеклянных александрийских изделий – чаша с орнаментом из золотой фольги (на фото ниже). Она изготовлена из 2 листов стекла, между которыми вплавлен металлический декор.
 стекло 7
В Риме стекольное производство было налажено после завоевания Египта. Как раз тогда в книге Плиния Младшего (77 г. н. э) было описано стекло. Римская Империя на долгие годы становится центром изготовления стеклянных изделий.

На фото – сосуды из Рима, I-III вв. н. э:
стекло 8 стекло 9

    
Легендарное муранское стекло
Новый шаг в технологии изготовления стекла сделали мастера с острова Мурано, что близ Венеции. В XIII веке из Константинополя были привезены в Италию рецепты производства и образцы константинопольского художественного стекла. Мастера, да этого производившие только простейшие изделия, настолько вдохновились новинкой, что скоро стали известны на всю страну благодаря красоте своих творений. И поскольку производство, связанное с огнем, было небезопасно для Венеции, его вынесли на отдельный остров Мурано. Это помогло создать и поддерживать эффект тайны: заниматься ремеслом могли только потомственные стеклодувы, разглашение технологии каралось тюрьмой или смертью, а территориальная обособленность обеспечивала хорошую защиту от шпионов.

На фото представлены современные изделия из муранского стекла:

 стекло 10 стекло 11  

Богемское стекло
Первые упоминания о нем относятся к началу XII века. Заводы по его производству располагались в местностях Чехии, где было много древесины. Поскольку богемское стекло – это зачастую стекло кристальной прозрачности, для его изготовления требуется очень высокая температура и много топлива. Технология производства оттачивалась веками, чтобы сегодня удивлять мир эффектными изделиями с идеальными гранями. Именно распространение богемского стекла дало в свое время толчок к появлению хрустальных люстр, в частности, люстр в стиле «Мария Терезия».

Современное богемское стекло:
стекло 12 стекло 13 стекло 14

Только в XIX веке было налажено масштабное заводское изготовление стеклянной посуды и листового стекла. К этому же периоду относится большинство антикварных зеркал, поскольку именно тогда их научились изготавливать сравнительно быстро. Сегодня существуют методы, позволяющие осуществлять безостановочное машинное производство стекла практически без участия человека. Тем не менее, образцы ручной работы, а тем более антикварные предметы интерьера с историей, ценятся очень высоко и становятся объектом коллекционирования.