Когда мы видим роскошную старинную люстру с сотней хрустальных подвесок, которые переливаются всеми цветами радуги, мы даже не задумываемся, почему она имеет именно такую форму и как формировалась эта конструкция.

Однако происхождение приборов очень интересно и позволяет, ни много ни мало, погрузиться в тайны истории общества и культуры! Вы готовы вернуться на несколько веков назад вместе с нами? Тогда отправляемся.

Ответы на 3 важных вопроса

•    Почему люстры круглые? Одни из первых люстр (с масляными светильниками, а позже со свечами) появились в храмах, купола которых круглые. И чтобы равномерно освещать довольно высокое и объемное пространство, подсвечники располагались на равном удалении друг от друга, часто ярусами. Поэтому круглая форма обода являлась наилучшей с точки зрения освещения. Причем более древней, по многим историческим данным, является антикварная люстра типа «корзина»: обод или чаша с подсвечниками, подвешенная на цепях.

Схема конструкции и примеры люстр типа «корзина»:

хруст 1 хруст 2 хруст 3
     
•    Чем украшали люстры до хрусталя? В XIV веке на острове Мурано в Италии стали производить цветное неограненное стекло, которое использовали в декоре люстр для богатых домов. Менее дорогие изделия зачастую украшали металлическими элементами – литьем, ковкой. Это могли быть как минималистичные шары, листья, изогнутые прутья, так и тонко выполненные детали (витые стебли, цветы, гроздья винограда и пр.).
•    Почему подвески стали делать из хрусталя? В XVII веке в Богемии, а чуть позже и в Англии стали производить новый декоративный материал – граненое стекло с особым содержанием химических элементов. Не стоит путать: это не самородный горный хрусталь, а рукотворное стекло, которое отличается чистотой, высокой прозрачностью и хорошим преломлением света. Именно благодаря этим свойствам подвески и пронизи для люстр стали делать из хрусталя.

Что произошло с конструкцией люстр после появления хрусталя?
С XVII века конструкция старинных люстр начала усложняться: поскольку из-за стеклянного декора масса изделия увеличилась, появились модели с жесткой конструкцией. Роль главного несущего стержня выполнял центральный шток, к которому жестко крепились кронштейны с подсвечниками.

Схема конструкции и примеры люстр с несущим штоком:

хруст 4 хруст 5хруст 6

Шток мог проходить вертикально по всей высоте люстры либо заканчиваться примерно посередине прибора. Во втором случае люстра напоминала «клетку», на которую нанизывались разнообразные подвески (плакетки) и другие декоративные элементы – помлоты, флаконы и др. Ниже мы рассмотрим именно  такую конструкцию и расскажем о сверкающих украшениях.

Типичная конструкция антикварных люстр середины XVIII века
Приборы этого времени – периода расцвета пышного барокко – сочетали множество декоративных элементов: фигурные вазики на центральном стержне, причудливо изогнутые металлические тяги, подвески разнообразных форм. Однако пронизи мелких хрустальных бусин использовались сравнительно редко. Их иногда заменял стеклянный декор вокруг самих рожков. Все это вы можете увидеть на схеме ниже.

Пример, схема люстры и образцы декоративных элементов (помлот, шар, миндаль):

хруст 7хруст 8

хруст 9

хруст 10хруст 11хруст 12
 
Люстры конца XVIII – середины XIX века
Во времена Екатерины II появились роскошные многоярусные люстры: на центральный шток крепились несколько уровней с держателями для свечей. Кроме того, в декоре появилось больше пронизей и развесов. Они способствовали лучшему освещению огромных дворцовых залов и подчеркивали их роскошь. Приборы для царских дворцов зачастую подвергались золочению, в то время как дома дворян, не приближенных к императорской семье, часто украшали бронзовые люстры попроще.

Виды развеса люстр во времена Екатерины II и примеры приборов:
хруст 13 хруст 14

хруст 15 хруст 16  
Посмотрите, как великолепно выглядит Зеркальный кабинет, который был личной комнатой Екатерины II. Люстра, размещенная по центру, имеет воздушную, легкую конструкцию, даже несмотря на внушительный размер. Ее центральный шток имеет рубиновый оттенок, однако рожки покрыты светлым золотом. Это прекрасно гармонирует с общей цветовой гаммой помещения, в котором сочетаются белый, золотой, коричневый и бежевый тона.

Зеркальный кабинет:

хруст 17

Люстры конца XIX – начала XX века
При сохранении воздушной конструкции со временем люстры начали приобретать более «утилитарный» вид: все меньше декоративных хрустальных деталей, только каркас и подсвечники. Зато форма металлических рожков стала более причудливой. Их стали выполнять в виде виноградных лоз и других растений, приборы в царских дворцах часто украшали государственной символикой – гербами и короной.

Эскиз Тронного зала Зимнего дворца и его современное состояние:
хруст 18

хруст 19 
Начало XX века – время ошеломляющего модерна, стремящегося к изящной простоте. В это время в моду возвращаются люстры-«корзины» с простыми стеклянными плафонами, становятся популярны одно- и двухъярусные модели с 3-4 рожками. Причудливые растительные мотивы заменяются строгими геометрическими линиями. Если в декоре используются хрустальные подвески, то они также имеют строгую форму: трубки, шары.

Примеры люстр XX века:
хруст 20 хруст 21

хруст 22 хруст 23   
Все века люстр в антикварном магазине «Жирандоль»
Если вы хотите украсить свой интерьер оригинальным старинным светильником XVIII, XIX или XX века, добро пожаловать в наш салон на Малой Ордынке, 39. У нас вы найдете множество красивейших люстр в превосходном состоянии, а также сможете дополнить их подходящим по стилистике старинным бра, торшером или настольной лампой. Наши профессиональные консультанты подберут прибор под стиль вашего интерьера и порекомендуют решение для создания наилучшего визуального эффекта!