Образ лампы в мировой живописи всегда играл особую роль. Вот 3 основные функции этого элемента на живописных полотнах.


•    Свидетельство роскоши интерьера. Красивые люстры или высокие позолоченные подсвечники в прошлом могли позволить себе немногие. Поэтому данный элемент на картине часто подчеркивает богатство хозяев дома.
•    Символ домашнего уюта. Мягкий желтый свет старинного светильника часто ассоциируется с интимностью ситуации, с неповторимой нежностью семейной атмосферы.
•    Символ уединения. Свет лампы часто подчеркивает глубину индивидуальных размышлений героев картины или акцентирует внимание на каком-либо важном предмете.
Сегодня мы с вами проследуем сквозь несколько веков живописи, чтобы на примерах увидеть все эти роли осветительных приборов как ярких элементов художественной композиции.

Ян ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини» (1434 год)
Это всемирно известное детализированное полотно до сих пор вызывает споры искусствоведов. Изображены ли на портрете реальные люди или просто собирательные образы? Почему композиция столь нетрадиционна для своего времени? Кто отражается в зеркале на заднем плане? Все эти вопросы до сих пор волнуют умы. Роскошная готическая старинная люстра на этой картине увенчана всего одной зажженной свечой (еще одна загадка!). Она поблескивает в лучах дневного света, становясь, наряду с богатыми тканями и одеждой, символом богатства этого дома. Очень красивы резные рожки и подсвечники.

жи 2

Интерьерная живопись XIX века
Целый ряд художников отметили неповторимое очарование домов знатных семейств и на века запечатлели их в своих произведениях. Не может не удивлять благородная роскошь этих комнат в сочетании с тонким вкусом обстановки!

Н.И. Тихобразов, «Петербургский интерьер» (1844 год)
жи 3
 
Воздушный, светлый интерьер XIX века просто немыслим без золота. Это помещение украшают не только картины в позолоченных рамах, но и изящные осветительные приборы: классическая двухъярусная антикварная люстра и настольная лампа с белым стеклянным плафоном.

Н.И. Подключников, «Гостиная в доме Нащокиных в Москве» (1838 год)
жи 4

 
Из-за бордового цвета оформления стен данный интерьер довольно мрачен. Тем не менее, именно такая гамма пользовалась популярностью у дворянских семей в XIX веке. В вечернее время это впечатление сглаживалось за счет многочисленных антикварных светильников: массивной люстры, больших подсвечников на столе у окна, настенного бра со стеклянным плафоном, торшера.

А.Н. Ракович, «Интерьер», (1845 год)
жи 5

 
На этой картине отмечено увлечение хозяина дома растениями: они стоят на столах и этажерках по всей комнате. Кроме того, в помещении можно насчитать 10 свечных осветительных приборов: люстра на потолке, по 2 высоких канделябра возле зеркал, настольная лампа, лампа под портретами, лампа на столике возле дивана и 2 бра на стене справа. Это удивительное свидетельство эпохи о том, что знать предпочитала украшать дома большим количеством изящных источников света.

Василий Поленов, «Больная» (1886 год)
жи 6

 
На знаменитой картине Поленова «Больная» мрак соперничает со светом. Страшный образ страдающей девочки как бы оттеняется светом лампы, который, словно символ вечной красоты мира, побеждает даже вероятную смерть, насыщая светом пространство.

Ипполит Петижан, «Лампа» (1892 год)
жи 7

 
В удивительной технике легких прикосновений кисти к полотну (пуантилизм) художник сумел передать магический, живой, домашний свет настольной лампы. Она дарит ощущение защищенности и детскую надежду на исполнение всех желаний. Холодные тона удивительным образом сочетаются в этом полотне с теплыми, создавая декоративную композицию.

Лампы в творчестве Оды и Кристиана Крогов (XIX век)
Эта норвежская чета художников часто изображала фонарики и настольные лампы, которые символизируют противопоставление тепла и уюта человеческой души бескрайнему внешнему миру. Лампы часто являются центром композиции – самым ярким цветовым пятном.

Ода Крог, работы с образом фонариков
жи 8 жи 9

  
Кристиан Крог, работы с образом настольной лампы
жи 10 жи 11

Лампы в творчестве Пабло Пикассо
Один из самых известных представителей кубизма Пабло Пикассо часто пишет натюрморты, в которых соседствуют символы жизни (лампа) и смерти (черепа и пр.). Ниже вы видите два ярких примера таких полотен.

Череп, книга и керосиновая лампа (1946 год)
 жи 12

Здесь обращает на себя внимание череп – символ войны, которая уже кончилась. Однако Пикассо она не оставляла никогда. Своеобразной «заменой» черепу на втором полотне ниже служит отрезанная рука, символизирующая войну, несущую смерть. На картине хорошо заметна дата – 29 декабря. В этот день должно было состояться чествование известного журналиста, выступавшего против гражданской войны в Испании. Однако накануне его самолет был сбит.

Натюрморт с лампой (1936 год)
жи 13 
Мы представили вам лишь часть полотен, содержащих образы осветительных приборов. Зато теперь, увидев лампу на картине, вы сможете воспринимать ее не просто как предмет, а как органичную часть композиции, имеющую собственный смысл.
Чтобы привнести яркий элемент в свой дом, посмотрите каталог старинных предметов интерьера «Жирандоль». Чтобы оценить их внешний вид, приходите в наш салон по адресу: ул. Малая Ордынка, 39.