Необыкновенно яркие и разноцветные, причудливо живые и динамичные, удивительно цельные и концептуальные – всё это старинные светильники Тиффани. Их создал художник и тонкий ценитель роскоши Луис Тиффани, который стал настоящей легендой эпохи модерн…

В этой статье мы раскроем все секреты удивительных изделий в стилистике Тиффани!

1

Секрет первый. Личность мастера
Луис родился в 1848 году в семье основателя ювелирной фирмы Tiffany & Co. Чарльза Тиффани. Мальчик с детства был окружен красотой и роскошью, что в большой степени определило его художественный вкус. Он не стал входить в семейный бизнес по созданию украшений, а выбрал путь художника: учился живописи в Нью-Йорке и Париже и даже стал учредителем «Общества американских художников».
В 1880-х годах его внимание переключилось на стекло. Одновременно с другим американским художником Джоном Ла Фаржем он начал активно работать над витражами. Одним из источников вдохновения для Луиса Тиффани стали витражи Шартрского собора. Он захотел создать столь же яркие и красочные полотна для светских зданий и частных интерьеров. И у него это прекрасно получилось!

 2
Портрет Луиса Тиффани работы Хоакина Сорольи, 1911 год.

 3

4   5
Витражи Шартрского собора во Франции

Секрет второй. Могущество индустрии
Неизвестно, какая судьба ждала бы Тиффани-оформителя, если бы лучшие годы его творчества не совпали с общим экономическим подъемом в США в конце XIX века. В 1879 г. он основал компанию Louis C. Tiffany and Associated Artists, которая занималась эксклюзивным дизайном интерьеров и продажей высокохудожественной мебели, светильников и текстиля.
О том, что фирма процветала, свидетельствует то, что всего через 3 года после создания она получила заказ на отделку интерьера Белого Дома, а также обставляла коттеджи и замки самых богатых семейств Америки. Именно в это время начали создаваться крупные витражи Тиффани, а автор постепенно все больше увлекался дизайном осветительных приборов.

6
Витраж Тиффани «Образование» (фрагмент)

7
Витраж «Два ангела»

Секрет третий. Новый продукт с классическим вкусом
Распространено мнение, что абажуры начали делать из кусочков цветного стекла, которые остались невостребованными после изготовления оконного или дверного витража. Возможно, в самом начале это и было так, однако довольно быстро мастера фабрики Тиффани поняли, что плоское и ровное стекло плохо подходит для конструирования сложных изогнутых изделий. Цвета и формы элементов подбирались очень тщательно.
Светильники в витражной технике были инновацией. До Тиффани так их не декорировал никто. Торговля абажурами и лампами Тиффани началась в 1890-х годах, а в первом десятилетии XX века продажи достигли пика. В 1906 году в ассортименте фирмы было большее 300 ламп! У антикварных светильников бронзовое основание, источниками света являются электрические лампы, а венчают конструкцию красочные витражные абажуры.

Оригинальные лампы Тиффани:
 8 9 10    

Секрет четвертый. Уникальные характеристики

11
Так почему же изделия Тиффани так разительно отличаются от всех витражей, что мы видели до сих пор? Дело в эксклюзивных творческих находках автора!
•    Особое стекло «Фавриль». Оно имеет эффектные опаловые разводы. Считается, что такое стекло изобрел Ла Фарж, однако Тиффани заключил с ним соглашение на использование материала. Секрет стекла в том, что его замутняют оловом или жженой костью, в результате чего оно хуже пропускает свет и лучше его преломляет. Другой фирменный материал Тиффани – иризирующее стекло с металлическим блеском и радужным («нефтяным») эффектом. Его получали, посыпая еще горячее изделие металлической пылью.
•    Инновационный метод соединения деталей. Обычные полосы из свинца, которые использовались большинством витражистов, казались Луису Тиффани слишком толстыми. Чтобы делать изогнутые и визуально «воздушные» витражи, он придумал особую технику соединения элементов. Сначала к кусочкам стекла приклеивалась медная фольга, а затем фрагменты спаивались оловом.
•    Различная толщина швов. В антикварных предметах интерьера не прослеживается прямой зависимости толщины швов от размера стеклянного фрагмента. Автор намеренно менял толщину протяжек, чтобы добиться эффекта динамичности, естественности композиции. Благодаря этому она напоминает рисунок красками или пастелью.
•    Неизменная функциональность. Предметы Тиффани – это не «искусство ради искусства». Каждый витраж и антикварная лампа имеют утилитарную функцию. Все изделия, которые сегодня хранятся в музеях, были согласованы со стилистикой интерьеров, для которых они предназначались.
•    Растительные мотивы. Луиса Тиффани вдохновляла природа. На абажурах можно увидеть больше десятка различных видов растений: розы, нарциссы, виноград, бегонию, настурцию, герань, магнолию, лилии, пионы, гортензию, мак, ананас, бамбук и др.
Все эти приемы довольно просты по отдельности, однако вместе создают уникальный по своей силе художественный эффект.

Великолепие Тиффани у вас дома
Любая лампа Тиффани становится настоящим центром интерьера и притягивает взгляды! Поэтому неудивительно, что по фамилии первооткрывателя стали называть целый стиль предметов эпохи модерн.
Антикварный магазин «Жирандоль» имеет в своей коллекции несколько таких приборов. Это изящные настольные светильники и бра, выпущенные в начале и середине XX века. Вы легко можете купить старинную лампу в стиле Тиффани, который стал легендарным! Посетите салон «Жирандоль» на Малой Ордынке, 39 и выберите изделие, подходящее под ваш интерьер.

13 14 15