И напоследок мы прогуляемся по знаменитому Мариинскому театру в Санкт-Петербурге. Который известен в период с 1935 по 1992 год как Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С.М.Кирова.
Мариинский театр- начинает свою историю 12 июля 1783 года. В этот день императрицей Екатериной II был издан указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». Через несколько месяцев в октябре 1783 года состоялось грандиозное открытие Большого Каменного театра на Театральной площади в Санкт-Петербурге, который вошел в состав Императорских театров России. Архитектор Антонио Ринальди придумал и воплотил в жизнь-театр, который поражал своим великолепием. Первым спектаклем, поставленным на новой сцене, стала опера «Лунный мир» Джованни Паизиелло.
С этого момента в театре проходили балетные, оперные и даже драматические спектакли, а так же именно здесь проходили всевозможные балы и представления, а так же увеселительные мероприятия для императорского двора.
В 1802-1803 годах была проведена реконструкция внутренней планировки театра при участии архитектора Тома де Томон. Именитый архитектор изменил внешний вид театра, его пропорции и отделку внутренних интерьеров театра. Переделанный Большой Каменный театр стал одним из архитектурных чудес Санкт-Петербурга. Он встал в один ряд с Казанским собором, Строгановским дворцом, зданием Гостиного двора, Смольным собором, Академией Художеств, Зимним дворцом. Но в 1811 году в театре произошел пожар. В огне сгорел весь роскошный внутренний декор театра, а так же частично пострадал фасад театрального здания. Архитектор Тома де Томон, разработал план восстановления театра. И только в 1818 году открылись для зрителей двери любимого театра. Открытие театра отмечали спектаклем «Аполлон и Паллада на Севере» и балетом «Зефир и Флора» на музыку Катарино Кавоса в постановке Шарля Дидло.
В 1836 году архитектор Альберто Кавосом полностью заменил перекрытие театрального зала для улучшения акустики, а над ним разместил художественную мастерскую и зал для создания декораций. Талантливый архитектор убирает в зрительном зале колонны, которые затрудняли обзор и искажали акустику, и переделывает зрительный зал в ставшей традиционную форму в виде подковы, параллельно увеличивая его длину и высоту. Благодаря этому трюку ему удается довести число зрителей в зале до двух тысяч.
Начиная с XIX века наступил «золотой век» Большого театра. Здесь звучало мецце-сопрано знаменитой Полины Виардо и уникальной Джудитты Гризи, а так же танцевала знаменитая Мария Тальони. В этот период в репертуаре театра можно было услышать: «Похищение из сераля», «Волшебную флейту», Моцарта, «Орфей и Эвридика» Глюка, а так же «Семирамиду», «Сороку-воровку», «Золушку» и «Севильского цирюльника» Россини.
В 1824 года в театре зазвучал «Вольный стрелок» Вебера. Именно в начале XIX века произошли первые постановки опер: «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» Глинки.
С легендарной фигурой французского балетмейстера и педагога Шарля Луи Дидло связывают возникновение мировой славы русского балета.
В 1847 году на сцене этого театра состоялся дебют знаменитого ныне Мариуса Петипа.
Когда в 1856 году сгорел Театр-цирк на Театральной площади, то на освободившемся месте решили строить новый и более современный театр. Архитектором назначили Альберта Кавоса, как одного из самых известных творцов того времени. Театр назвали Мариинским, в честь супруги императора Александра II - императрицы Марии Александровны.
Театральный сезон в новом театре был открыт 2 октября 1860 года. В это день можно было услышать оперу «Жизнь за царя» Глинки.
Так театральная труппа Большого Каменного театра получила две сцены. В Мариинском театре давали русские оперные спектакли, а на сцене Большого выступала балетная часть труппы, а так же итальянская опера.
На новой сцене Мариинского театра можно было услышать оперы русских композиторов: «Борис Годунов» Мусоргского, «Чародейка» и «Пиковая Дама» Чайковского, «Снегурочка», «Псковитянка», «Майская ночь» Римского-Корсакова, «Демон» Рубинштейна, «Князь Игорь» Бородина.
На старой сцене творил Мариус Петипа. Он сохранил полюбившиеся публике классические балеты: «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар». Балетмейстер поставил на сцене «Баядерку», в которой мы и сейчас можем видеть «танец, который уподобился музыке». Совместная работа Петипа с Чайковским привела к блестящей постановке «Спящей красавицы». Содружество двух гениальных творцов привело к созданию ставшего знаменитым балета «Щелкунчик».После смерти Чайковского Мариус Петипа воплотил на театральной сцене «Лебединое озеро». Этот балет можно увидеть на сцене Мариинского театра и в наши дни. Он продолжает поражать наше воображение хореографией Мариуса Петипа и музыкой Чайковского. Свои идеи Петипа как хореограф-симфонист упрочил в следующей постановке. Это был балет «Раймонда» Глазунова. Новаторские идеи гениального балетмейстера были продолжены молодым и дерзким Михаилом Фокиным. Он создал для Мариинского театра балеты: «Павильон Армиды» Черепнина, «Лебедя» Сен-Санса и «Шопениану» Шопена. В дальнейшем эти постановки можно было увидеть в Европе в «Русских сезонах» Дягилева.
Великий Джузеппе Верди написал оперу «Сила судьбы» для Большого Каменного театра и в 1862 году она зазвучала на сцене театра.
Петербург-продолжал быстро строиться и его облик непрерывно менялся, соединяя в себе черты ушедшей эпохи и наступающей новой эры.
В конце XIX века в Мариинском театре архитектором Виктором Шретером начались глобальные переделки.
В 1885 году пристроили еще трехэтажное здание для театральных мастерских, репетиционных залов, котельной и электростанции. А в 1894 году надстроены к основному зданию боковые флигели и расширенно зрительское фойе, построены красивые парадные лестницы и главный фасад. После всех переделок он обрел довольно монументальные формы.
В 1886 году зрители увидели последний спектакль «Кармен» Ж.Бизе в знаменитом театре. После этого здание Большого Каменного театра было передано Русскому музыкальному обществу. Здание было частично перестроено и передано под консерваторию. А театральная труппа театра окончательно вся переехала в соседний усовершенствованный Мариинский театр.
В начале XX века в репертуаре театра можно было послушать шедевры европейской музыки Вагнера, Штрауса, Верди, Моцарта наравне с русскими композиторами Римским-Корсаковым, Мусоргским, Чайковским. Звучали великие голоса - Собинова, Шаляпина, Забела-Врубель, Касторского и других.
На балетной сцене блистали - Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский. Театр вывел из тени гениальных художников-декораторов - Константина Коровина, Александра Головина и Александра Бенуа.
В ноябре 1917 года Мариинский театр был объявлен Государственным театром и передан в ведение Наркомпроса. В 1920 году его переименовали в Государственный академический театр оперы и балета, а в 1935 году ему было присвоено имя С. М. Кирова.
В это время вместе с классическими оперными постановками прошлого века на сцене театра появляются современные постановки таких опер как: «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Саломея» и «Кавалер розы» Штрауса.Происходит зарождение нового хореографического направления, которое принято именовать как «драмбалет». Это были спектакли: «Красный мак» Глиэра, «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Асафьева и «Ромео и Джульетта» Прокофьева.
Последняя предвоенная оперная премьера состоялась за несколько дней до начала Великой Отечественной войны. Это была опера «Лоэнгрин» Вагнера. Во время войны театр эвакуировали в Пермь, где впервые состоялась премьера балета «Гаянэ» Хачатуряна. После возвращения в Ленинград театр открыл свой новый сезон уже в конце войны, в 1944 году оперой «Иван Сусанин» Глинки.
В 1950-1970-е года в театре с успехом прошли премьеры балетов: «Спартак» Хачатуряна в хореографии Леонида Якобсона, «Каменный цветок» Прокофьева и «Легенда о любви» Меликова в хореографии Юрия Григоровича, «Ленинградская симфония» Шостаковича в хореографии Бельского. Руководство Кировского театра бережно сохраняет всю хореографию знаменитых русских балетных постановок и благоразумно не мешает развитию современных хореографических направлений в танце.
В 1968–1970 годах была проведена очередная реконструкция театра по проекту Саломеи Гельфер, в результате которой левое крыло здания было «вытянуто» и приобрело современный вид.
Важным этапом в истории развития театрально искусства в 1980-е годы стали постановки опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского. В этих постановках, которые до сих пор сохраняются в репертуаре театра, зазвучало новое поколение артистов.
На сцене театра во второй половине XX века выступали выдающиеся оперные певцы и не менее прославленные танцоры - Уланова, Павлова, Нуриев, Барышников. Сегодня на сцене блистают звезды мировой величины - Нетребко, Гулегина, Максакова, Соколова, Захожаев, Герелло, Вишнева, Лопаткина, а сам Мариинский театр стоит в одном ряду с ведущими мировыми театрами оперы и балета. А вы любители истории музыки и театра всегда можете посетить Мариинский театр. Послушать оперу или посмотреть балет и полюбоваться на старинные предметы интерьер и прекрасные костюмы и декорации.